Обзор автомобильного рынка Казахстана за февраль 2015 года
С начала 2015 года Казахстанский автомобильный рынок находится в зоне турбулентности. Результаты продаж автомобилей на официальном рынке показывают резкие скачки от месяца к месяцу. В феврале в автосалонах Казахстана было продано 9221 единиц автотранспортных средств, против 7795 единиц в январе. Рост официального рынка автомобилей в течение месяца составил 18%. В годовом выражении рынок упал на 18%. Сложившийся рост официального рынка автомобилей в феврале обусловлен, прежде всего, акциями автосалонов. Доля рынка удерживается официальными дилерами и дистрибьюторами высокой ценой фиксируемых убытков.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК В ЗОНЕ ТУРБУЛЕНТНОСТИ
С начала 2015 года Казахстанский автомобильный рынок находится в зоне турбулентности. Результаты продаж автомобилей на официальном рынке показывают резкие скачки от месяца к месяцу. В феврале в автосалонах Казахстана было продано 9221 единиц автотранспортных средств, против 7795 единиц в январе. Рост официального рынка автомобилей в течение месяца составил 18%. В годовом выражении рынок упал на 18%. Сложившийся рост официального рынка автомобилей в феврале обусловлен, прежде всего, акциями автосалонов. Доля рынка удерживается официальными дилерами и дистрибьюторами высокой ценой фиксируемых убытков.
В результате изменения рыночной конъюнктуры наблюдается перераспределение среди лидеров в разрезе брендов. При этом место укоренившихся лидеров продаж импортируемых брендов занимают отечественные автомобили. Примечателен тот факт, что усилилась конкуренция и между автомобилями Казахстанского производства на верхних строчках рейтинга продаж.
Мы ожидаем продолжения неоднозначной динамики в течение первой половины года. Дальнейшее расширение состава ЕАЭС окажет давление на деятельность казахстанских дилеров и дистрибьюторов. Урегулирование ситуации прогнозируется после стабилизации цен в рублях и внедрения ряда мер государственной поддержки. Большие надежды отечественного автопрома связаны с программой субсидирования кредитования физических лиц и лизинга для юридических лиц.
Андрей Лаврентьев
Президент Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса
КРАТКИЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЗОР
КАЗАХСТАН: ФЕВРАЛЬ 2015 ГОДА, ПОКАЗАТЕЛИ МАКРОЭКОНОМИКИ
Согласно предварительным данным Комитета по статистике МНЭ РК, за январь-февраль 2015 года рост ВВП Казахстана составил 2,5%. Краткосрочный экономический индикатор за аналогичный период вырос на 1,9%, против роста на 1,1% в январе. Крупнейшие отрасли экономики как промышленность, торговля и транспорт показали низкий уровень прироста на фоне неблагоприятных ценовых условий на мировых рынках сырья и ужесточения конкуренции со стороны российских производителей. Дешевые товары, хлынувшие из России, существенно сдерживают инфляцию, которая в феврале выросла на 6,1%, против 7,5% в январе. Уровень доверия к тенге продолжает падать по мере его укрепления доллара США глобально. С другой стороны девальвация национальной валюты происходит в результате снижения торговой активности внутри страны вследствие валютного дисбаланса между рублем и тенге. В феврале тенге потерял 0,33% своей стоимости против доллара США и закрылся на уровне 185,05 тенге на 28.02.2015 против 184,45 тенге на 31.01.2015. Противоположная картина наблюдается в случае с курсом тенге против рубля. За февраль месяц российский рубль укрепился по отношению к тенге на 14%. Официальный курс тенге к рублю НБ РК на 28.02.2015 составил 3,03 тенге, против 2,66 тенге на 31.01.2015.
ДИНАМИКА РОСТА ВВП КАЗАХСТАНА
РЫНОК НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ КАЗАХСТАНА
ИМПОРТ И ПРОИЗВОДСТВО
Официальным дилерам новых автомобилей Казахстана удалось увеличить свои продажи по сравнению с январем 2015 г. Итог минувшего месяца составил — 9221 ед. против 7795 ед. в январе. Однако рынок новых автомобилей Казахстана показывает спад в годовом сравнении на 17,68% (результат февраля 2014 г. — 11202 ед.)
Импорт новых автомобилей снизился на 8,54% (8359 ед. против 9140 ед. в феврале 2014 г.). Автомобилей же казахстанского производства было продано в феврале 2015 г. 862 ед. против 2062 ед. Количественный спад на 58,2%.
Февраль ознаменовался в соседней России рекордными падениями продаж, вследствие чего автопроизводители начали сокращать объемы выпуска. В результате обновления ценников по новому курсу рубля стоимость автомобилей выросла, кредиты выдаются под высокой процентной ставкой, покупательская возможность населения снижается. Но, не смотря на сложившуюся ситуацию в соседней стране, спрос на отечественном рынке на автомобили российского производства продолжает расти. Так, в феврале было продано 7069 ед. автомобилей российского производства только на официальном рынке автомобилей. Рост на 10,8% по сравнению с февралем 2014 г. (6380 ед.). А всего с начала года было продано 11906 ед. (против 12324 ед. в АППГ), количественный спад продаж на 3,39%. Автомобили казахстанского производства потеснили японские автомобили и поднялись на свое привычное второе место (1798 ед. против 4539 ед. в АППГ). Японские же автомобили значительно снизили свои продажи, 423 ед. продаж в феврале 2015 г., против 922 ед. в феврале 2014 г. и 951 ед. продаж в январе 2015 г., количественный спад на 54,12% в годовом сравнении. Связано это с падением продаж таких брендов, как Toyota, Nissan, Lexus и другими брендами. Продажи Mitsubishi, показывают рост по сравнению с январем текущего года, хоть и упали в годовом сравнении. Третье место среди импортируемых новых автомобилей занимают автомобили узбекского производства, с небольшим ростом в долевом соотношении. Автомобили из Белоруссии, а именно Geely, продолжают завоевывать казахстанский авторынок (130 ед. в феврале текущего года против 111 ед. продаж в январе 2015 г.). Автомобили, произведенные в Турции, сбавили темп роста (219 ед. против 387 ед. в АППГ). Автомобили корейского происхождения показали рекордный спад продаж на 75,43% в годовом сравнении. Связано это с локализацией производства популярных корейских моделей в Казахстане.
РЫНОК НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ КАЗАХСТАНА
ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ЯНВАРЯ — ФЕВРАЛЯ 2015 ПО ПРИСУТСТВИЮ БРЕНДОВ НА РЫНКЕ РК
В общей таблице брендов за январь-февраль на первой строке находится Lada с результатами продаж — 6251 единиц и долей рынка в 36,74% (против 6548 ед. и 29,66% в АППГ). Продажи показывают количественный спад на 4,54%.
Благодаря акциям проводимых автосалонами, автомобилей Hyundai было продано — 2111 ед. за минувшие месяцы, что позволило ему подняться на одну строку выше и занять почетное 2-е место в рейтинге популярных брендов на рынке новых автомобилей. Количественный рост на 17,60% по сравнению с февралем прошлого года.
Бренд Toyota сегодня на 3-м месте с продажами — 1658 ед. против 1788 ед. продаж за аналогичный период 2014 г. Количественный спад на 7,27 %.
Kia скатилась на 4-е место в рейтинге. Его результат за 2 месяца 2015 г. — 1504 ед. Renault закрыли февраль с результатом 734 ед. с начала года. Падение в количественном выражении на 30,62%. Данный бренд закрепил за собой 5-е место нашего рейтинга.
На 6-е место поднялся бренд GAZ (604 ед.) с долей рынка в 3,55%.
На 7-м месте расположился бренд Daewoo. Результат продаж — 555 ед. против 673 ед. за 2 месяца 2014 г. Количественный спад на 17,53%.
8-е место с количественным ростом на 73,65% сегодня занято брендом Volkswagen (547 ед. против 315 ед.).
Несмотря на количественный спад в годовом выражении на 15,29%, в топ-10 февральского рейтинга вошел бренд UAZ с продажами — 504 ед. (против 595 ед. в АППГ).
*Отсутствуют данные по продажам FAW за февраль 2015 года.
Замыкает 10-ку лидеров бренд Chevrolet с колоссальными потерями своих позиций. Потеря в количественном выражении составила 76,29% (481 ед. против 2029 ед. в январе-феврале 2014 г.).
Из тех, кто не попал в топ-10 брендов, заметный рост продаж показывают автомобили коммерческой техники. Бренд Iveco вырос как в количественном, так и в долевом соотношении (41 ед. против 4 ед.), а также Isuzu, Scania, Volvo Trucks показывают рост в годовом сравнении.
РЫНОК НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ КАЗАХСТАНА
ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ЯНВАРЯ-ФЕВРАЛЯ 2015 ПО ПРОДАЖАМ АВТОМОБИЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Итоги продаж автомобилей отечественного производства за январь — февраль 2015 года показали количественный спад по отношению к АППГ (1798 ед. против 4539 ед. в АППГ). Доля продаж казахстанских автомобилей среди стран-производителей на внутреннем рынке составляет 10,56%. Продажи по легковым автомобилям составили 856 ед.
Все автомобили, которые представлены в бюджетном сегменте среди легковых автомобилей казахстанского производства (10-15 тыс. USD) показывают спад продаж.
Примечателен и тот факт, что модели Peugeot,такие как 301,408 и 508, а так же Hyundai Elantra сместились в более низкие ценовые сегменты. Причиной тому послужили скидки и акции, предлагаемые автосалонами. Поэтому в диапазоне цен от 15-20 тыс. USD первую строку на сегодня занимает Hyundai Elantra (210 ед.).
В диапазоне от 20 до 25 тыс. USD среди отечественных пассажирских автомобилей на первой строке Chevrolet Cruze (125 ед. против 585 ед. в АППГ), спад доли рынка на 10,67% , а так же количественный спад на 78,63%.
В ценовом диапазоне от 25-40 Skoda Octavia занимает первое место с количественным спадом на 60,66%, (59 ед. против 150 ед.).
KIA Cadenza в ценовом диапазоне 40-80 тыс. USD — 7 ед. продаж. Ценовой диапазон 80-100 тыс. USD представляет KIA Quoris с 1-й продажей, как и в прошлом году.
Впервые, хоть и с небольшим отрывом, но сегмент внедорожников отнял пальму первенства у сегмента легковых автомобилей в количественном выражении среди автомобилей казахстанского производства (861 ед. против 856 ед. в АППГ). Первые строки по продажам тут занимают такие внедорожники, как KIA Sportage, Lada 4×4, Toyota FORTUNER. Так же неплохие результаты показывают такие модели, как KIA Sorento,Hyundai Tucson, SsangYong New Actyon. Эти события так же связаны с акциями автосалонов, благодаря которым любимые народом внедорожники стали более доступными.
Результат коммерческих автомобилей за 2 месяца с начала года — 50 ед. против 60-ед. в АППГ. Количественный спад на 16,66%. Однако, в долевом соотношении автомобили этого сегмента показывают рост на 1,46%. Здесь тройке лидеров на сегодняшний день выглядит следующим образом: Hyundai Truck & Bus County, Iveco TRACTOR, Hyundai Truck & Bus HD 45.
РЫНОК НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ КАЗАХСТАНА
ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ПО СЕГМЕНТАМ РЫНКА
Продажи всех легковых пассажирских автомобилей (PC) за первые 2 месяца года составили 70,18% от всех официально проданных автомобилей (11941 ед. против 13190 ед. в АППГ, спад продаж на 9,46%).
Класс B показывает рост в годовом выражении (9462 ед. против 9310 ед. в АППГ). Хороший рост в этом сегменте помимо автомобилей семейства Lada показывают Hyundai Accent и Volkswagen Polo. В классе C так же преуспел бренд Hyundai. Elantra занимает первую строку в этом классе с результатом — 287 ед. против 175 ед. в АППГ. Класс D, несмотря на общий спад продаж на 48,50% в годовом сравнении, такие модели как Volkswagen Passat B7, KIA Optima, Audi A4, Ford Mondeo показывают небольшой рост. Этот класс представляют большие семейные автомобили. Класс E, то есть автомобили «бизнес-класс», показывают количественный рост по сравнению с январем-февралем 2014 года. Рост составил — 22,52%. Лидерами по продажам в этом классе стали автомобили Toyota Camry (396 ед. против 286 ед.), Nissan Teana и Hyundai Sonata. Так же роста в этом классе добились Audi 6, BMW 5 серия. Из автомобилей «Luxury» класса за минувшие 2 месяца с начала текущего года были проданы, такие автомобили как Jaguar XF, BMW 7 серия, Mercedes-Benz S-Class и т.д.
В сегменте внедорожников спад на 39,54% (3746 ед. против 6196 ед. в прошлом году). Тут рост продаж демонстрируют лишь класс полноразмерных внедорожников (591 ед. против 319 ед.). Субкомпактные и компактные внедорожники, которые являлись лидерами в 2014 году, показывают количественный спад в размере 69,09% и 53,15% соответственно. Подобная динамика объясняется появлением платёжеспособного спроса на дорогие модели внедорожников в свете понижения их стоимости в автосалонах.
Продажи коммерческой техники с начала года составили 1121 ед. против 2105 ед. в АППГ (спад на 46,75% по сравнению с АППГ). Рост в этом сегменте показывают «Большие автобусы». Таких автобусов, а именно Iveco Citelis, который уже сегодня активно задействован в транспортной инфраструктуре столицы, было продано 29 ед. с начала года. Так же впечатляющий рост продаж показывают «Крупнотоннажные грузовики». Из этой серии больше всего было продано KAMAZ 65115, DAF XF105, KAMAZ 65116, SCANIA G440LA4×2HNA и Volvo Trucks FH 13.
РЫНОК НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ КАЗАХСТАНА
ИТОГИ ПРОДАЖ АВТОРЫНКА В ЦЕНОВЫХ СЕГМЕНТАХ
В денежном эквиваленте, за период с начала года, официальный рынок продаж новых автомобилей показал спад на 20,38% и составил сумму 389,6 млн. USD (по нашим оценкам базовых цен), в АППГ эта цифра равнялась 489,3 млн. USD. Связано это с общим спадом продаж в количественном выражении, а так же со снижением цен на популярные автомобили с начала года.
На долю национальных производителей пришлось 46,16 млн. USD, это на 55,97% меньше, чем в АППГ (в прошлом году за аналогичный период объем продаж в денежном эквиваленте составил 104,8 млн. USD).
На долю импортеров пришлось, в денежном выражении, чуть более 343,42 млн. USD (384,46 млн. в АППГ, по этому показателю так же наблюдается спад 10,67%).
По сумме проданных автомобилей за отчетный период первое место традиционно занимает бренд Toyota. По нашим подсчетам базовых цен, автомобилей данного бренда было продано на сумму 86,19 млн. USD. Установление справедливой цены в нынешних условиях на рынке не просто. Но представителям Toyota в Казахстане, видимо, удалось сохранить баланс. Об этом свидетельствуют минимальное падение продаж в количественном выражении, а так же рост в денежном эквиваленте. Рост составил — 9,31% по нашим подсчетам базовых цен.
Самыми популярными остаются автомобили из ценовой категории от 10-15 тыс. USD. Расширение данной категории было за счет смещения ряда комплектаций более дорогих моделей из ценовой категории 15-20 тыс. USD. Этих автомобилей было продано больше, чем за аналогичный период прошлого года (7626 ед. против 6564 ед. в АППГ). Так же почти в два раза выросли продажи автомобилей из ценовой категории выше 100 тыс. USD (529 ед. против 285 ед. в АППГ), что свидетельствует о том, что благодаря маркетинговой политике, проводимой автосалонами, казахстанцам выпала возможность приобретения дорогих автомобилей по более доступной цене. Самыми популярными моделями среди таких автомобилей были внедорожники: Toyota LC200, Lexus LX, Nissan Patrol. В количественном выражении второе место по популярности занимают автомобили из ценового диапазона от 15-20 тыс. USD. За ними следуют автомобили от 25-40 тыс. USD. Автомобилей данной категории было продано 1886 ед. с начала года. Минимальные потери перетерпели автомобили из ценового диапазона 40-80 тыс. USD. Количественный спад — 1,68% (1231 ед. против 1252 ед. в АППГ). Автомобили бюджетного класса продолжают терять свои позиции. Эти автомобили показывают количественный спад на 44,46% (1214 ед. против 2186 ед.). Автомобили по цене от 20-25 тыс. USD занимают 6,66% доли рынка. Меньшая доля рынка новых автомобилей досталась автомобилям из ценовой категории от 80-100 тыс. USD (0,35% против 0,44% в АППГ).
Средняя цена предложения февраля на легковые и внедорожники: 18681,9 тыс. USD, что на −18,75% меньше, чем в феврале 2014 года. (22992,8 ед.).
РЫНОК ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
ИТОГИ ПРОДАЖ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ (PC, SUV, MPV, PU) В РК, ФЕВРАЛЬ 2015
В категории легких автомобилей (мы традиционно включили в эту таблицу PC, SUV, MPV, PU массой до 3,5 тонн) спад продаж в феврале на 12,99% (8495 ед. против 9763 ед. в АППГ). Однако стоит отметить, что по сравнению с прошлым месяцем рынок вырос на 14,80% (8495 ед. против 7400 ед. в январе 2015 г.).
Так же стоит отметить, что впервые в нашем рейтинге с начала текущего года были включены продажи таких брендов, как Infiniti, Opel, а так же официальные продажи брендов Mazda и Morris Garages.
Итак, первое место рейтинга занимает Lada с продажами 3609 ед. против 2756 ед. в феврале 2014 г.
Второе место в феврале занято брендом Hyundai, которому удалось не только удержать свои прошлогодние результаты, так же он один из немногих показал существенный количественный рост и сумел потеснить бренд KIA.
Бренд Kia же занял 3-ю строку рейтинга. Его результат за февраль — 836 ед.
4-е место с продажами в 477 ед. занято брендом Toyota. Он потерял одну позицию в рейтинге по сравнению с февралем прошлого года.
Renault хоть и поднялся на одну строку, однако демонстрирует количественный спад на 36,52% (398 ед. против 627 ед.).
Volkswagen так же радует своими показателями — 301 ед. против 139 ед. в феврале 2014 г. и занимает 6-е место рейтинга.
UAZ представлен в этом рейтинге тремя моделями: 3151, Patriot, Patriot Pickup. 7-е место и количественный рост на 13,64%.
Chevrolet потерял 4 позиции по сравнению с февралем 2014 года и 1 позицию по сравнению с январем 2015 года. Его результат в феврале — 193 ед. против 922 ед. в АППГ. Потеря 7,17% доли рынка новых автомобилей.
9-е место занято брендом Daewoo с продажами в 189 ед. против 183 ед. в феврале 2014 г.
Замыкает 10-ку бренд Geely. Этот бренд впервые попал в топ-10 популярных брендов Казахстана. Его результат за февраль — 139 ед.
Из тех, кто не попал в топ-10 брендов, однако показал рост продаж по сравнению с февралем 2014 г.: Subaru, Audi, Land Rover, BMW, Mazda, Porsche.
РЫНОК КОММЕРЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
ИТОГИ ПРОДАЖ КОММЕРЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В РК, ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2015
По итогам с начала года на рынке официально представленной коммерческой техники РК было реализовано 1121 единиц новых автомобилей. Количественный спад продаж на 46,75%% по сравнению с январем-февралем 2014 г. (против 2105 ед. в январе-феврале 2014 г.)
Среди коммерческих автомобилей количественный рост демонстрируют крупнотоннажные грузовики и автобусы средних и больших размеров. С начала текущего года было реализовано 526 ед. малотоннажных грузовиков. На эти автомобили приходится большая часть коммерческих автомобилей. Популярными моделями этого класса остаются GAZ 3302 и GAZ Next, 3-ю же строку тут занимает Isuzu NPR71. Развозных автомобилей было реализовано в количестве 219 ед. Тут пальма первенства так же принадлежит автомобилям GAZ и UAZ. Ряды крупнотоннажных грузовиков пополнились модельным рядом KAMAZ. Самый лучший результат здесь демонстрирует самосвал KAMAZ 65115. За ним следует DAF XF 105. Микроавтобусы демонстрируют небольшие потери в количественном выражении. Однако в долевом соотношении за ними наблюдается положительная динамика. Микроавтобусы представлены брендами GAZ, UAZ, Ford, а так же моделью Iveco Daily A. Классы больших и средних автобусов представленные такими моделями отечественного производства, как Hyundai Truck & Bus Universe, Hyundai Truck & Bus County, Iveco Citelis (данная техника закупается для обслуживания городских маршрутов Астаны), Iveco A 42.13 и A 50.13. И те и другие показывают количественный рост по сравнению с январем-февралем 2014 г. Среди среднетоннажных грузовиков лидирует модель GAZ 3308.